Skip to main content

Література

Перекази / Народні пісні та думи/ Поезія

ЗВИЧАЙ

«... і як би не змінювався світ, куди б не закинула тебе доля, завжди зберігай у серці ті духовні скарби, які дісталися тобі у спадок від попередніх поколінь...»

- А. Сокіл

Мовознавство

Слово випалює з літер Мова
вічний гончар

- Станіслав Шевченко

Вуж, вужака

Вуж, вужака

serpentК ужам в народе было особенное отношение, схожее с отношением к аистам. Когда рассказчики хотели подчеркнуть особенную архаичность быта своих предков, то рассказывали, что в прежние времена люди держали ужей в домах под печкой. В записях 16 в. (Ян Ласицкий) упоминается, что в белорусских землях многие держат при своих домах ручных змей и подкармливают их.

Когда наступала пора полудничать и кормить детей (в больших семьях детей кормили отдельно от взрослых, усаживая их на полу вокруг большой миски с едой), тогда уж выползал из своего убежища и ел вместе с детьми. Дети его часто отпихивали, стукали ложками по лбу, однако уж не кусал их, не обижался. Ужам специально ставили не накрытый кувшинчик молока, чтобы они могли свободно подкормится, когда хотели. Если уж жил в хлеве, то сосал молоко непосредственно у коров и хозяева ничего против этого не имели. Уж был охранником хозяйства и в переносном смысле, как магический символ, и непосредственно как уничтожитель мелких грызунов, которые беспокоили животных, могли занести болезнь, снизить продуктивность (например, как та ласка-хлевник, которая гоняет животных ночью, слизывая их соленый пот, из-за чего те худеют, дают меньше молока и т.п.). Потому запрещалось убивать или прогонять ужа- «доильщика». Корова к нему привыкала, была спокойной, а без ужа начинала беспокоится, удои снижались. Уверенность, что скотина будет более удойной, если ее стережет уж, существует у многих славянских народов.

Как и аист, уж мог предсказать хозяевам беду, угрозу стихии. Существовало предание о том, как в ясный летний день уж со своим выводком выполз из хлева и покинул подворье. Люди встревожились, решив, что они случайно обидели своего ужа. Однако вскоре в небе появилась тучка, загремел гром, ударила молния – и хозпостройка сгорела. (Мядельский р-н). Уход ужа был для хозяев предупреждением. 

Другие предания рассказывают, что уж помогает хозяину в беде, выискивает для него по подземельям деньги.

Когда уж умирал, из его жира делали свечку, которая при необходимости могла созвать на помощь целое ужиное войско во главе с ужиным королем.

На Полесье ужа называли «дамавіком» (домовым), старались его не обижать. Белорусское слово “пачвара” (“чудище", чаще всего болотное, змееподобное) – имеет соответствие в санскрите: “паци вара” – хозяин вара, хозяин дома – вероятно относилось первоначально к ужу, и только потом постепенно приобрело негативный смысл. Корме “домовых” ужей, были ужи и “полевые”. Взаимоотношения между ними отражает полесское предание о том, как человек убил на поле ужа и услышал некий голос, который приказал ему, прийдя домой, сказать домовому, что нет полевого. Человек дома пересказал это событие своей жене – и после его слов выполз уж и укусил человека за ногу, от чего тот сразу и умер. Подобный же сюжет зафиксирован и на Смоленщине: там умершая “паляха” передала печальную весть своей приятельнице “дамасе”. Уж участвует в одном из мифологических сюжетов о происхождении кукушки, откуда происходит представление о кукушке как о жене убитого мужа–ужа /ужиного короля, и откуда возникает мотив составления “пары” из ужа и кукушки в песнях, присловьях и др.текстах.

Про ужей (и змей вообще) существует придание, что на зиму они, как и птицы, отправляются в “вырай” (ирий, рай, летняя страна). Во время этого путешествия они нюхают по дороге все растения. И стоит только человеку сразу после ужа понюхать такое растение, как он сам преватиться в ужа.

 

Джерело: Беларускі фальклор. Энцыклапедыя. Даведачнае выданне – Мінск: “Беларуская энцыклапедыя”, 2006

Pin It

Етнографія, Біларусь