1272 год - Основание Москвы
В 1264 году после смерти Александра Ярославовича «Невского» великим князем Владимирским был назначен Ярослав Ярославович, следующий по очередности брат Александра. И этот князь "воцарился" на Владимирский стол только с помощью татарских войск.
"...Ярослав обратился к хану и с его помощью стал великим князем".
/Словарь-справочник "Литература ...", стр.250./
Ярослав Ярославович, как и братья, с великим удовольствием водил татарские отряды в Суздальскую и Новгородскую земли. Даже по весьма завуалированным "писаниям" Н.М. Карамзина, он проделал такое не менее двух раз с 1264 по 1270 годы.
"Летописцы не говорят ни слова о характере сего Князя; видим только, что Ярослав не умел ни довольствоваться ограниченною властию, ни утвердить самовластия смелою решительностию; обижал народ и винился как преступник; не отличался ратным духом, ибо не хотел сам предводительствовать войском, когда оно сражалось с Немцами; не мог назваться и другом отечества, ибо вооружал Моголов против Новагорода".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.217./
В конце правления Ярослава Ярославовича разгорелась очередная свара за великокняжеский стол между ним и его младшим братом Василием. Правивший в то время Золотоордынский Хан Менгу-Тимур, дабы прекратить грязные доносы Рюриковичей и установить мир в своих Северных Улусах, повелел прибыть в Сарай Ярославу, Василию и сыновьям Александра Невского.
"Ярослав Ярославович... В 1271 г. ездил в Орду с сыновьями Невского и на обратном пути умер".
/Словарь-справочник "Литература ...", стр.250./
По всей видимости, обвинения в неблагонадежности князя Ярослава были столь впечатлительными, что Ярослав был отстранен от великокняжеского стола и отравлен.
"Великий князь Ярослав, следуя примеру отца и Александра Невского, старался всеми способами угождать Хану, и подобно им кончил жизнь свою на возвратном пути из Орды, куда он ездил с братом Василием..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.216./
Вскоре после "смерти в пути из Орды" Ярослава ярлык на Владимирский великокняжеский стол получил последний из братьев Александра Невского – Василий.
"В 1272 г. Василий Костромской стал великим князем Владимирским (получил ярлык на стол от Хана Менгу-Тимура). При нем была проведена вторая (первая перепись была проведена при Ярославе Всеволодовиче предположительно в 1245 году, вторая при Александре Невском в 1257 году) татарская перепись".
/Словарь-справочник "Литература ...", стр. 251./
Была решена участь и сыновей Александра. За ними остались ярлыки удельных князей: Дмитрию остался Переславль-Залесский, Андрею – Городец. Младшему сыну Александра – Даниилу в 1271 году исполнилось всего лишь 10 лет. Но и о нем позаботился Хан Менгу-Тимур.
Не стоит забывать: Батый и Берке были братьями – сыновьями Джучи (старшего сына Чингисхана). Но после смерти Берке, на Ханском престоле Золотой Орды снова воссел потомок Батыя, его внук, Менгу-Тимур. А он-то знал, что Александр Невский, став андой Сартака, породнился с родом Батыя. По монгольским законам сыновья Александра также считались внуками Хана Бату, как и сам Менгу-Тимур.
Ни во время первой (предположительно 1245 год) ни во время второй (1257 год) переписей поселений и населения Суздальской земли, которую проводили чисельники из ставки Хана, Москва, как поселение не зафиксирована и соответственно и князя на "московском столе" не было. А ведь речь шла о величайших по тем временам доходах. Именно Хан Золотой Орды, внук Батыя, Менгу-Тимур повелел основать поселение Москва во время третьей переписи Суздальского населения, произведенной в 1272 году. А в 1277 году по достижению Даниилом (сыном Александра Невского) совершеннолетия (по законам Золотой Орды в 16 лет) посадил сего князя на "московский стол".
"После смерти Александра (Невского)... получили: Дмитрий - Переяславль, Андрей - Городец. Младший, Даниил, стал через некоторое время первым московским князем, и от него пошла династия московских... князей и царей".
/Журнал "Родина" №11. Москва, 1993 год, стр.30/
И только в 1339 году согласно Воскресенской летописи в поселении Москва была заложена крепость.
С занятием Василием великокняжеского стола наступила величайшая свара в земле Суздальской: сначала между ним и сыновьями Невского, а позже, между самими сыновьями Александра.
"Через два года, спокойные для России (речь идет о суздальской земле), Великий Князь отправился к Хану... и... по возвращении из Орды преставился в Костроме... к горести Князей и народа, чтивших в нем Государя умного и добродушного".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.223-224./
Как видим, и князь Василий был отравлен за ненадобностью. Произошло это в 1276 году.
После смерти князя Василия на арену Суздальской земли выходят драчливые сыновья Александра, так называемого Невского. Даже "сочинитель русской истории" Н.М. Карамзин вынужден признать, что при всех горестях народа после нашествия Батыя, он всего лишь отдыхал. Напасть пришла вместе с сыновьями Александра Невского.
Послушайте:
"В таком состоянии находилось Великое Княжение (Владимирское), когда Димитрий Александрович восшел (в 1276 году) на престол оного, к несчастию подданных и своему, к стыду века и крови Героя Невского".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.226./
Вот сжатый "перечень заслуг" сыновей Александра перед великим Владимирским Улусом.
"Дмитрий Александрович (?-1294), сын Александра Невского... С 1276 г. стал великим князем Владимирским. Против него выступал его младший брат Андрей Александрович, который в 1281,1285 и в 1293 гг. приводил на Русь (Суздальскую землю) татаро-монгольские рати.
Андрей Александрович (?-1304), сын Александра Невского... В 1281 г. пытался захватить владимирский стол у своего брата Дмитрия. Поехав в Орду, он получил там ярлык и татарские войска (вот оно – настоящее право на "великое княжение" в Суздальской земле). Но Дмитрий обратился за помощью к хану Ногаю (Ногай был темником)... и с его помощью восстановил свое положение. В 1285 г. А(ндрей) А(лександрович) опять начал враждебные действия, но неудачно . В 1293 г. А(ндрей) А(лександрович) в третий раз привел на Русь (всего лишь на Суздальскую землю) татар и с их помощью занял великокняжеский стол, на котором пробыл еще 10 лет".
/Словарь-справочник "Литература ...", стр. 252./
Поступки сыновей Невского характеризуют их как дельцов, лишенных моральных принципов, жестоких поработителей соплеменников, наконец, людей, одержимых одной лишь личной выгодой.
"Лестию и дарами задобрив Хана, Андрей (сын Александра Невского) получил от него грамоту (ярлык) и войско, подступил к Мурому и велел всем Удельным Князьям явиться к нему в стан с их дружинами... Изумленный сею внезапною грозою, Великий Князь (Дмитрий - сын Невского) искал спасения в бегстве, а Татары, пользуясь случаем, напомнили России (Владимирскому княжеству) время Батыево. Муром, окрестности Владимира, Суздаля, Юрьева, Ростова, Твери, до самого Торжка, были разорены ими: они жгли и грабили домы, монастыри, церкви, не оставляя ни икон, ни сосудов, ни книг, украшенных богатым переплетом (украденных в Киевских храмах Андреем Боголюбским), гнали людей толпами в плен или убивали... Переславль, удельный город Димитриев, хотел обороняться и был ужасным образом за то наказан, не осталось жителя... который не оплакал бы смерти отца или сына, брата или друга. Сие несчастие случилось декабря 19, в Рождество Христово церкви стояли пусты, вместо священного пения раздавался в городе один плач и стон. Андрей, злобный сын отца столь великого и любезного России, праздновал один с Татарами и, совершив дело свое, отпустил их с благодарностию к Хану".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.228-229./
Однако не должно складываться мнение, что татары приходили в Суздальскую землю, чтобы только грабить и убивать. Именно эту мысль и прививала сотни лет официальная Россия. На карательные набеги провоцировала татар лживость и своекорыстие князей. Князь выискивал компромат на своего сородича, собирал свидетелей и дары и поспешно направлялся в Золотую Орду к Хану, где компромат возводил в поклеп и требовал от Хана справедливости.
Золотоордынские Ханы, как любые правители, требовали от своих подданных – Владимирских Улусных князей, а статус их был намного ниже татарских Баскаков, - строгого повиновения законам Орды, четкого сбора и сдачи дани в казну Хана, присылки войсковых дружин для участия в военных походах. Князья же были вороваты, и поводы для доноса всегда находились.
Беда народа Суздальской земли состояла еще и в том, что братья Дмитрий и Андрей в своих личных, корыстных целях опирались в Орде на разные военные силы: сначала на законные войска Хана, потом на войска отбившегося от Ханских рук темника Ногая (военный чин, командовавший 10-ю тысячами войска).
Факты свидетельствуют, что сыновья Александра Невского опирались на опыт отца, в свое время предавшего своего собственного брата, - Великого Владимирского князя, ради великокняжеского стола.
В 1293 году новый золотордынский хан Тохта вновь направил войска во главе со своим братом Туданом («Дюденем») против Дмитрия. Андрей утвердился на великом княжении.
«В лѣто 6801 [1293]. … Того же лѣта би чоломъ Андрѣи князь цесареви съ иными князи на Дмитриа князя с жалобами, и отпусти цесарь брата своего Дуденя съ множеством рати на Дмитриа. О, много бяше пакости крестияномъ безвинныя городы поимаша: Володимерь, Москву, Дмитровъ, Волокъ и иныи грады, положиша всю землю пусту; а Дмитрии во Пьсковъ вбѣжа. Новгородци же Сменомъ Климовичемъ дары послаша цесарю Дюденю на Волокъ: «воспяти рать с Волока»; а по Андрѣя послаша с поклономъ. Андрѣи князь рать въспяти, а самъ поиха в Новъгород и сѣде на столѣ, в недѣлю сыропустную».
/Новгородская летопись/
Мы, наконец, впервые увидели настоящее, а не мифическое, поселение Москву. С этого времени (конец XIII века!) Московский Улус становится известным среди прочих Улусов Золотой Орды, рожденный по велению Хана Золотой Орды и руководствовавшийся законами Орды. Не стоит забывать, что Золотая Орда XIII века была развитым и передовым государством. Залесье сотни лет было лишь ее глубоким захолустьем, не желавшим ни просвещаться, ни заимствовать передовую культуру других провинций (улусов) Золотоордынской Империи. Ведь Казань к тому времени уже имела водопровод и высшие учебные заведения, а в самой столице империи, Сарае, возводились замечательные дворцы, камнем мостились улицы, строились водосточные сооружения.
Как ни странно, но и Дмитрий (сын Невского), уже отказавшись от великокняжеского стола в пользу брата Андрея, и сведав, что его вотчина Переславль обращена в пепел, умер в пути близ Волока: то ли, его тоже отравили, то ли - своей смертью. Но в этот раз Переславль сожгли не татары, а сородичи Рюриковичи - князь Федор Ростиславович, как говорится,- "позаботился" о родном человеке.
На этом свара сыновей Александра Невского не закончилась. В грязную игру вступил младший сын - Даниил.
"Открылась распря, дошедшая до вышнего судилища Ханова, сам Великий Князь (Андрей) ездил в Орду с своею молодою супругою, чтобы снискать милость Тохты. Посол Ханский, избранный быть миротворцем, созвал Князей в Владимир...
Татарин слушал подсудимых с важностию и с гордым видом, но не мог удержать их в пределах надлежащего смирения. Разгоряченные спором Князья и Вельможи взялись было за мечи. Епископы, Владимирский Симеон и Сарский Исмаил, став посреди шумного сонма, не дали братьям резаться между собою. Суд кончился миром или, лучше сказать, ничем".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр. 241-242./
К счастью для Суздальского населения, на этот раз противостояние закончилось быстро, так как Даниил (первый московский князь) скоропостижно скончался в 1303 году.
Но разгорелись новые распри между князьями Владимирскими, Тверскими и Рязанскими. В конце концов, княжеские распри надоели и Хану Золотой Орды. Хан снова повелел собрать всех князей и утихомирить непослушных.
"Наконец Великий Князь (Андрей, сын Невского), быв целый год в Орде, возвратился с Послами Тохты (Хан Золотой Орды). Князья съехались в Переславле на общий Сейм (осенью в 1303 году). Там, в присутствии Митрополита Максима, читали ярлыки или грамоты Ханские, в коих сей надменный повелитель объявлял свою верховную волю, да наслаждается Великое Княжение тишиною, да пресекутся распри Владителей, и каждый из них да будет доволен тем, что имеет. (Что дал Хан - тому и радуйся!)".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.244./
Ханы Орды никогда не называли Суздальских князей - "Владетелями" и никогда ни один Хан не произносил - "Великое Княжение". Эту мелкую ложь нам подают сознательно, дабы приучить к "величию" суздальских князей. Князья были обычными рабами своего Хана, они даже получали ярлык, в прямом смысле, надев ярмо на шею. И "Великое Княжение" - было лишь составной частью Великого татарского Улуса. А Хан в своих ярлыках-позволениях примерно так и писал: "Я - Хан, с благоволения Великого Бога, повелеваю моему рабу Андрею, сыну Александра, хранить и блюсти законы Великой Орды в моем Владимирском Улусе, своевременно собирать Ханскую подушную дань...", - и так далее в той же интерпретации.
Никогда Хан не считал князя равным себе. Даже на приеме у Хана, как поведал Плано Карпини, князь сидел на полу среди челяди и своих подчиненных вельмож, ничем от них не отличаясь. Таково «величие» князя без мишуры.
Вот истинные Хозяева-владетели и Повелители Ростово-Суздальских княжеств с 1238 по 1312 годы:
1. Хан Батый (Саин) - (1238-1250 годы),
2. Хан Сартак - (1250-1257 годы),
3. Хан Берке - (1257-1266 годы),
4. Хан Менгу-Тимур - (1266-1282 годы),
5. Хан Туда-Менгу - (1282-1287 годы),
6. Хан Талабуга - (1287-1290 годы),
7. Хан Тохта - (1291-1312 годы).
Именно эти люди явились прародителями, так называемой российской державности.
Источники:
- Н.М. Карамзин "История государства российского" (1803 - 1829 годы);
- Словарь-справочник "Литература и культура Древней Руси";
- В.Б. Белинский «Страна Моксель или Московия» – Роман-исследование;
- Журнал "Родина" №11, 1993 год;
- Ізборник;