Skip to main content

XIV век - Великое княжество Московское

Благодаря доносу московского князя был подвергнут жестокой казни Великий князь Михаил Тверской. Юрий Даниилович, в конце концов, заполучил Владимирский великокняжеский стол. То есть, именно он стал собирать Ханскую подушную дань и отвозить ее в столицу Золотой Орды. 

"Утвержденный Ханом на Великом Княжении и взяв с собой юного Константина Михайловича (сын убитого Великого князя Михаила Тверского) и Бояр Тверских в виде пленников, Георгий приехал господствовать в Владимир... Гонцы (Тверские) возвратились с... известием о всех ужасных обстоятельствах Михайловой кончины". 
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.263./ 

Дмитрий Грозные Очи убивает Юрия ДаниловичаИ вполне нормально, что возмездие настигло подлеца – внука Александра Невского. 

"В следующий год отправился к Хану и Димитрий (старший сын Михаила Тверского). Там они увидели друг друга (Димитрий Тверской увидел Юрия Московского), и нежный сын (Дмитрий), живо представив себе окровавленную тень Михаилову (отца), затрепетав от ужаса, от гнева, - вонзил меч в убийцу. Георгий (Юрий Московский) испустил дух, а Димитрий, совершив месть по его чувству справедливую и законную, спокойно ожидал следствий (решения Хана Узбека)". 
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.266./ 

Хан, естественно, встал на сторону своего погибшего зятя. Он повелел казнить Димитрия, дабы показать всем, что казнить и миловать может только он. Однако Хан помнил о правилах наследования.

"Несмотря на казнь Димитриеву, Узбек в знак милости признал его брата (Александра Михайловича Тверского) Великим Князем... Сия грамота писанная в 1327 году..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.267./

Но, как писал "русский" профессор В.О. Ключевский, "московские князья были гибкие и сообразительные дельцы". В этот раз стал плести интригу так званый Иван Калита, еще один внук Александра Невского, брат Юрия Московского.

Иван I Данилович Калита (1 октября (вероятно) 1288 - 31 марта 1340, Москва) - князь московский с 1325 по 1340 годы, Великий князь владимирский (ярлык от хана в 1328) до 1340 года. По линии своей матери, Марии Глебовны Белозерской является потомком Феодоры Сартаковны, дочери хана-христианина Сартака, сына Батыя и правнука Чингисхана. Прозван Калитой («Калита» - кошель для денег) за свое богатство.

Тверь во главе со своим князем снова восстала, пытаясь вырваться из порочного Московского круга доносов, сплетен и лжи.

На Тверь был натравлен сын Дюденя, двоюродный брат Хана Узбека - темник Шевкал.

Shevkal"Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце, Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцов Ордынских.
Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников, ...призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50 000 воинов, предводимых пятью Ханскими Темниками, велел итти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами (Тверитян – Московитами)".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.268./

Иного и не могло быть, внук Александра Невского, Иван Калита, очень хорошо помнил, что его дед Александр вполне осознанно поставил свой род на службу татарской Империи, побратавшись с сыном Батыя. И внуки понимали, чем ревностнее будет их служба Хану, тем больше преимущества они заимеют перед иными Рюриковичами. Наследники Невского, как и их предок, всего лишь ревностно служили своему Государю – Хану.

"Между тем Иоанн и Князь Суздальский, верные слуги Узбековой мести, приближались ко Твери, несмотря на глубокие снега и морозы жестокой зимы... Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами, жители истреблены огнем и мечом, другие отведены в неволю... Хан... будучи доволен верностию Князя Московского, дал ему самую милостивую грамоту на Великое Княжение, приобретенное бедствием столь многих Россиян (тверитян)".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.269./

Вот таким образом Московия купила себе право на великокняжеский стол.

В первые же годы своего правления Московским княжеством Иван добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

Хочется обратить внимание на существовавшие границы Московии к середине XIV века.

06 a Razdel VKM

"В первой духовной (книге) этого князя (Иван Калита), написанной в 1327 г., перечислены все его вотчинные владения. Они состояли из пяти или семи городов с уездами. То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж, если только эти две последние (можно ли вообще все их именовать городами – большой вопрос) волости были тогда городами... Вот весь удел Калиты, когда он стал великим князем".
/В.О. Ключеский "О русской истории", стр. 140./

Но даже этот, сравнительно небольшой клочок земли, князья приобрели величайшим разбоем. Более того московский князь не был хозяином своей вотчины. Он эту вотчину получал от Золотоордынского Хана только на период службы у Хана. То есть, владельцем вотчины был Хан.

"Иоанн, располагая только своею отчиною, не мог их отказать сыновьям, ибо назначение его преемника зависело от Хана".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр. 291./

Князь Александр Михайлович, побивший татар в Твери, вынужден был сбежать из своей вотчины в Псков. Однако и там его настигли прислужник Хана Узбека - Иван Калита совместно с Митрополитом.

"Иоанн, боясь казаться Хану ослушником или нерадивым исполнителем его воли, приехал в Новгород с Митрополитом и многими Князьями... видя, что надобно сражаться или уступить, прибегнул к иному способу, необыкновенному в древней России (Московии): склонил Митрополита наложить проклятие на Александра и на всех жителей Пскова (вставших на защиту князя Александра Тверского), если они не покорятся (приказу Хана)".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.276./

В этих событиях очень впечатляет поведение Митрополита. Как бы Московская Православная (тогда еще Правоверная) церковь не пыталась отмежеваться от связи с татарами, проделать ей это не удастся. Нагляднейший пример, когда простые христиане целого города подвергнуты церковному проклятию, ради сохранения величия, признанного Московской церковью своим Верховным Царем, Хана Узбека. Московская церковь и ее Митрополит были верными слугами Хана Золотой Орды, служили ему преданно, денно и нощно молясь за него.

Если московские дела и события рассматривать без добавленного впоследствии "примеса лжи", то факты повествования имеют отчетливую логику: повелитель единого государства - Хан Узбек, где оба московита, и князь Иван Калита, и Митрополит Феогност, всего лишь верные слуги Золотой Орды, повелел им наказать провинившегося подданного. Что ретивые Митрополит с Московским князем и делают.

Но псковитяне не пошли на поводу у, проклявшего и отлучившего их от церкви, Митрополита. Они не предали Александра Тверского, и тот свободно уехал в Литву.

Как же вел себя в дальнейшем Иван Калита?

иван калита"...Иоанн частыми путешествиями в Орду доказывал свою преданность Хану..."
"Новогородцы, торгуя на границах Сибири, доставали много серебра из-за Камы, Иоанн требовал оного для себя и, получив отказ... в гневе уехал тогда к Хану".
"Истощая казну свою частыми путешествиями в корыстолюбивую Орду и видя, что Новогородцы не расположены добровольно поделиться с ним сокровищами Сибирской торговли, он хотел вооруженною рукою перехватить оные. Полки Иоанновы шли зимою, изнуренные трудностями... встреченные сильным отпором Двинских чиновников, они не имели успеха и возвратились, потеряв множество людей".
"Новогородцы отправили обыкновенную Ханскую дань к Иоанну, но Великий Князь, не довольный ею, требовал... еще вдвое более серебра, будто бы для Узбека".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.278, 280, 286./

Так верой и правдой служил Золотой Орде Иван Калита. Только по грубым прикидкам, Иван Калита с 1327 по 1340 годы провел в Орде, включая дорогу туда и обратно, не менее 9 (девяти) лет.

Посему, внушаемая сотни лет ложь, что Иван Калита - первый Московский князь - "собиратель земли русской", "возвеличитель Московии", - всего лишь обычный "примес лжи". Иван Калита был верным подданным Хана Узбека, служил ему верой и правдой.

В 1336 году беглый князь Александр Тверской принял решение вернуться в Тверь. Поехал к Хану и повинился перед Узбеком. После чего был возвращен Ханом на тверской стол. Это событие очень обеспокоило Ивана Калиту и он принялся плести новую интригу.

"Иоанн не хотел прибегнуть к оружию, ибо имел иное безопаснейшее средство погубить Тверского Князя... он спешил в Орду, и взял с собою двух старших сыновей, Симеона и Иоанна, представил их величавому Узбеку, как будущих надежных, ревностных слуг его рода, искусным образом льстил ему, сыпал дары и, совершенно овладев доверенностию Хана, мог уже смело приступить к главному делу, то есть, к очернению Тверского Князя. Нет сомнения, что Иоанн описал его закоснелым врагом Моголов, готовым возмутить против них всю Россию (землю Суздальскую) и новыми неприятельскими действиями изумить легковерное милосердие Узбеково. Царь, устрашенный опасностию, послал звать в Орду Александра (Тверского), Василия Ярославского и других Князей Удельных...
Иоанн же, чтобы отвести от себя подозрение, немедленно возвратился в Москву ожидать следствий".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.283./

Для исполнения своего плана, Ивану Калите необходимо было вести очень тонкую игру, иначе Хан Узбек запросто мог снести голову ему самому. Поэтому все проделывалось неторопливо и не во время одного посещения Хана. Попасть Московскому князю на прием к Хану было делом не простым. Сначала необходимо было посетить придворную знать, задобрить ее. И только после этого можно было рассчитывать на прием у Хана. То есть, исполнение всего изложенного потребовало от Ивана Калиты времени от пяти месяцев до года. И все это время московский князь с сыновьями находился при ставке Хана, кочевал вместе с двором, пил, веселился, развлекался, охотился, помогал сыновьям заводить знакомства со знатью и наследниками Хана, вел светскую жизнь при дворе. Лишь с позволения Хана, Иван мог уехать к себе в Улус.

"Да будет воля Божия!" - сказал Александр и понес богатые дары Узбеку и всему его Двору. Их приняли с мрачным безмолвием. Прошел месяц. Александр молился Богу и ждал суда. Некоторые Вельможи Татарские и Царица вступались за сего Князя, но прибытие в Орду сыновей Иоанновых решило дело, Узбек, подвигнутый ими или друзьями хитрого их отца, без всяких исследований объявил, что мятежный, неблагодарный Князь Тверской должен умереть... Александр...обнял верных слуг и бодро вышел навстречу к убийцам, которые, отрубив голову ему и юному Феодору (сыну), розняли их по составам! Сии истерзанные остатки несчастных Князей были привезены в Россию (Тверь)..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.284./

иван калитаНо князь-московит ненадолго пережил Александра Тверского. Александр был казнен в 1339 году, а Иван Калита преставился в 1340 году.

"Смерть Иоаннова была важным происшествием для Князей... они спешили к Хану. Два Константина, Тверский и Суздальский, могли искать Великого Княжения... Но Симеон Иоаннович... также поехал с братьями в Орду, представил Узбеку долговременную верность отца своего, обещал заслужить милость Царскую (Ханскую) и был объявлен Великим Князем..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.294./

Все князья Московские очень честно, в смысле преданности, служили единому государству и даже в помыслах не имели понятия об обособлении.

"Симеон... не уступал... отцу и следовал его правилам: ласкал Ханов до уничижения..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.295./

Удивляет иное. По прихоти, неведомо чьей, князь Симеон почему-то получил к своему имени добавку - Гордый! В чем заключалась гордость князя - осталось загадкой.

Необходимо отметить - московский князь Симеон Иоаннович занимал великокняжеский стол с 1340 по 1353 год и умер от чумы, или как ее тогда называли - Черной смерти, свирепствовавшей по всему миру. Одновременно с московским князем Симеоном умер и Митрополит Феогност.

chuma"В 1349 году началась зараза и в Скандинавии, оттуда или из Немецкой земли перешла она в Псков и Новгород, в первом открылась весною 1352 года и свирепствовала до зимы с такою силою, что едва осталась треть жителей. Болезнь обнаруживалась железами в мягких впадинах тела, человек харкал кровию и на другой или на третий день издыхал... испытала тогда гнев Небесный, следственно и Москва... в короткое время скончались там Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей Иоаннович".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.305,307./

"Все Князья Российские (Суздальской земли) поехали в Орду, узнать, кто будет их Главою..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.311./

Н.М. Карамзин свободно и по своему хотению манипулирует словами: так суздальские и московские князья у него - российские; татарский Улус Московия - государство Российское; жители Московии - русский народ и т.д. Все эти термины относительно XIV, предыдущих и последующих веков не имеют под собой ни малейшего основания. Даже в начале царствования Петра I, государство, которым он правил, называлось - Московским или Московией. Но российские историки об этом умалчивают сознательно. Именно Петр I в начале XVIII века повелел именовать свое государство - Российским.

И уже который раз приходится обращать внимание на очень существенный факт, практически умалчиваемый российскими историками. Речь идет о времени, проводимом московскими князьями в ставке Хана.

Необходимо знать, что сама ставка Хана в течение года перемещалась в пределах владений Золотой Орды. Владея миллионными табунами скота, сохраняя обычаи предков, Ханы Золотой Орды кочевали от столицы Сарая на север, и к зиме снова возвращались в столицу. Могли избрать иной путь кочевки, например, вдоль берега Каспия, от Волги до Терека и далее.

Московские князья почитали за величайшую честь находиться со своей военной дружиной при ставке Хана. Так, князь Симеон Иоаннович за свои тринадцать лет московского княжения побывал 5 раз в Орде только по Ханской воле, да не менее 12 раз возил Хану ежегодную дань, в чем и заключалась его должность «Великого князя». И если учесть, что в Орде он мог находиться от нескольких месяцев до года, то становится понятным, где, преимущественно, находился московский князь. А вместе с князем, как правило, в ставке находился и Митрополит, и московская знать, и вспомогательная военная дружина на потребу Хана.

Но вернемся в Московский Улус.

"Чанибек (Джанибек) избрал Иоанна Иоанновича Московского, тихого, миролюбивого и слабого".
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.311./

478px-JaniBegДжанибе́к (в некоторых источниках Чанибек, ум. 1357) — третий сын Узбек-хана, хан Золотой Орды (1342−1357). В результате успешной войны с Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров.

В Московии повелось называть правителей, не грабящих соседей и не занимающихся разбоем, - тихими да слабыми. Мол, совсем не приращивали Московию ни богатством, ни территорией. Вот если бы лилась рекой человеческая кровь, да князь присовокупил к Московии кусок чужой земли – была бы совсем иная оценка деяний князя. Такому управителю "земли московской" - и почет, и слава, и хвалебные песнопения "на многие лета". Все по логике закоренелых захватчиков.

Иоанн II Иоаннович сидел на Московском великокняжеском столе всего 4 года с 1355 по 1359 год. И этот князь большую часть своего княжения провел в Орде. После смерти Хана Бердибека, погибшего где-то в 1359 году, в Золотой Орде наступил период смутного времени. С 1360 по 1380 год на Ханском престоле побывало 25 человек. При этом некоторые, дорывавшиеся до Ханской власти, не являлись потомками рода Чингисидов, что вело к усилению междоусобицы и кровопролития.

Именно в годы смуты в Золотой Орде возвысился Темник (военачальник) Мамай, который был женат на дочери Хана Бердибека. Зачастую многие Ханы искали поддержки Мамая и именно им возводились и снимались с Ханского престола.

В начале того смутного времени и скончался московский князь Иоанн II Иоаннович.

"Князья... явились в Орде с дарами, и новый Царь (Хан) дал Великое Княжение Димитрию Суздальскому... коего не имели ни отец, ни дед его..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.319./

Как видим, московские князья в очередной раз потеряли великокняжеский стол. Но они не согласились с этим и ждали подходящего момента. В конце концов, дождались.

"Юный Димитрий Иоаннович Московский также находился в Орде... сей отрок объявил себя тогда соперником Димитрия Суздальского в достоинстве Великокняжеском и звал его на Ханский суд, чтобы решить дело без кровопролития... и Бояре Московские вместе с Суздальскими отправились к (Хану) Муруту... представляя лицо древних Ханов (то есть, будучи прямым потомком рода Чингисидов), Мурут... признал малолетнего Димитрия Иоанновича (Московского) Главою Князей..."
/Н.М. Карамзин "История ...", том IV, стр.321./

Состоялась очень тонкая игра. Именно очередному Хану рода Чингисидов было напомнено о родстве его и предков князя Московского - Димитрия. Димитрий Московский не стал испрашивать великокняжеского стола ни у Мамая, ни у других Ханов Орды, не состоявших в династическом роду Чингисидов. Князья-московиты были преданными потомкам Хана Батыя.

Итак, на арену Московского Улуса в Золотой Орде вышел новый будущий «святой» Московской Православной церкви, так называемый Димитрий Донской.


Источники:

- Н.М. Карамзин "История государства российского" (1803 - 1829 годы);

- В.О. Ключевский "Курс русской истории" (1904 - 1910 годы);

- В.Б. Белинский «Страна Моксель или Московия» – Роман-исследование;

- Материалы из Википедии — свободной энциклопедии.

Pin It