IX-XII века - Зале́сье
Исторически земли расположенные в Волго-Окском междуречье на Северо-Восток от Руси именовались – Зале́сская земля, Зале́сье (то есть то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским землям); в новгородском летописании — Низовская земля.
Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях:
Ярославская область: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич,
Костромская область: Кострома
Владимирская область: Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме.
В новейшее время некоторые города Залесья образуют Золотое кольцо России.
Термин «Залесье» в древнерусских источниках кроме «Списка» встречается в «Задонщине». Сходные выражения: «Суждали Залесская дань» и «А се Залѣскии» (города) есть в Уставной грамоте Смоленской епископии 1136 года.
Название «Залесье» географическое оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» — от слова «дебри») леса. Существовали два основных пути, связывавших Киев, столицу Руси, с Залесьем: окольный водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае (использовался, в частности, Глебом Владимировичем в 1015 году, Юрием Долгоруким в 1155 году) и «дорога прямоезжая» через вятичские леса (Святослав Игоревич в конце 960-х годов, Владимир Мономах в конце XI века и др.).
В конце I тысячелетия н.э. населением Залесья были финно-угорские (меря, мурома, мещера, мордва и др.) и, в меньшей степени, балтские племена. В Повести временных лет под 859 годом есть сообщение, что меря платила дань варягам. Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов, который упоминается в летописи уже во второй половине IX века («а в Ростове меря»). Название города традиционно, хотя и не очень уверенно, связывают со славянским личным именем Рост (ср. Ростислав), от которого с помощью суффикса -ов образовано притяжательное прилагательное.
Ростов упоминается в «Повести временных лет». В записи за 862 год о нём говорится как о существующем городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря. В дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще». При этом следует иметь в виду, что, как доказал А. А. Шахматов, упоминание Ростова под 862 годом могло быть внесено сводчиком в более поздней редакции летописи начала XII века.
Ростов и его окрестности, из «Атласа Ярославской губернии» 1858 года |
Согласно данным археологии, старинное большое Сарское городище, первое укреплённое поселение на озере Неро, возникло в земле меря в VII веке и долгое время было мерянским племенным центром. Самая ранняя дендрохронологическая дата, относящаяся к возникновению собственно Ростова, относится к 963 году. Как раз в IX—XI веках различные удельные князья достаточно часто основывали свои опорные пункты (погосты, станы), сначала небольшие, не внутри населённого центра, иногда крупного, а рядом с ним — в ближайшем удобном для обороны месте. Это явление имело место в раннем средневековье и в Скандинавии, где племенные местные поселения назывались «туны», а королевские станы центральной власти — «хусабю». Возможно, жители княжих центров пользовались правом экстерриториальности. Из подобных двойных городов известны: Новгород у Рюрикова городища, Донец у Харьковского городища, крепость князя Глеба близ Мурома, Смоленск возле Гнёздова городища, Ярославль возле языческого поселения Медвежий угол. Подобные «параллельные» города могли иметь разную судьбу: слиться в один; население княжьего медленно либо быстро по разным причинам (например, удобного расположения) переходило в более древний (Муром); население более древнего чаще переходило в новый; при этом название старого города могло быть перенесено на новый либо могло не переноситься.
Исследовавший Ростов и Сарское городище археолог А. Е. Леонтьев считает Сарское городище племенным центром меря, Ростов — центром княжеской власти.
Во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища. Казанская история упоминает черемис как коренных жителей Ростова, не пожелавших креститься и поэтому покинувших город. Местные черемисы-марийцы имели самоназвание «мäpӹ», которое сохранилось у этногруппы северо-западных мари, проживающих в Нижегородской и Костромской областях.
Все поселения Ростово-Суздальской земли были построены и заселены финскими племенами мурома, весь, меря, мещера, мокша, печора, мордва, черемисы и т.д. Были то совсем не русь (славяне), а древняя Финская Отчизна, воздвигшая на своей исконной земле свои села-города: Сарское городище (Ростов), Суждаль (Суздаль), Муром и другие, задолго до наезда к ним Рюриковичей.
«Теории о многотысячных переселениях народов не более чем сказки. Да, приходили из Руси князья, при них были дружины - когда 100 мечей, когда, максимум, тысяча-две. Это если брать малонаселенную Восточно-Европейскую равнину. Другое дело, что они захватывали власть, навязывали новый язык, веру, деньги…»
/Н. Янковский. «Этногеномика». Лекция 2/
"В области Оки и верхней Волги в XI- XII вв. жили три финские племени: мурома (по его имени город Муром), меря и весь. Начальная киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих племен: она знает мурому на нижней Оке, мерю по озерам Переяславскому и Ростовскому, весь в области Белоозера. Ныне в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племен; но они оставили по себе память в ее географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сел, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить,... что некогда на всем этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорят туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы среднего Поволжья, мордва, черемисы".
/В.О.Ключевский "Исторические портреты", стр.41-42./
Еще ранее эту мысль высказал Н.М. Карамзин.
"жили тогда...: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; ... Чудь в Эстонии и на Восток к Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; ... Весь на Белеозере; Перьм в Губернии сего имени;... Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли в новейшие времена..."
/ Н.М. Карамзин "История".., том I, стр. 45./
И даже в современное время существует такой народ как Мокшане.
Мокшанки в национальных костюмах. XIX век. |
Мокша́не (мокш. мокшет) — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами.
По данным переписи 1989 в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири. Крупные диаспоры мокшан также существуют в Эстонии, Австралии, США. Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной религии (мокшень кой).
Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка.
Западными и Юго-Западными соседями финно-угорских племен в те времена согласно данным летописей были племена ильменских словен и кривичей, а также представители племенного союза вятичей. При этом большинство исследователей считает, что субстратом вятичей в бассейне верхней Оки являлись представители сложившейся к III—IV векам мощинской культуры. Носители мощинской культуры, в свою очередь, отождествляются с летописным балтским племенем голядь. Они также составили местный этнический субстрат, определивший своеобразие представителей племенного союза вятичей. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению.
До похода Святослава Хоробре (965 год) южным соседом финно-угорских племен был Хазарский каганат. Юго-Восточными соседями была Волжская Булгария и кочевые народы, которых на Руси называли половцами.
По́ловцы, половчане (в арабо-персидских источниках — кыпчаки, в европейских и византийских источниках — куманы) — кочевой народ тюркского происхождения.
В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь.
Скорее всего, именно половцы стали ядром такого образования как Золотая Орда (середина XIII века). Позже кыпчакский язык лёг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других языков.
Первая волна славянской колонизации (кривицко-новгородская) пришла в Залесье в X веке. Но это были случаи эпизодические. Не могли земледельческие племена славян бросить собственные ухоженные земли и уйти в болотистые, таежные, заселенные чуждыми племенами места. Не существовало в этом исторической необходимости.
Естественно, финские племена принимали в свою среду любых пришельцев, растворяя их в своей массе. Особенно преуспели монахи: монах шел в лесные дебри ради спасения духовного самосознания, но в глуши леса встречал язычника, каким совсем недавно был сам. Оседая на чужой финской земле, священники и монахи создавали свои нехитрые очаги, окружали себя представителями местных племен, вовлекая их в христианство.
Эту мысль подтвердил и профессор В.О. Ключевский:
"Значит, русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными массами, а, как бы сказать, просачивались тонкими струями, занимая...промежутки, какие оставались, между разбросанными среди болот и лесов финскими поселками".
/В.О.Ключевский "О русской истории", стр.95./
Таким образом, среди финского этноса, в его обители, появлялись редкие поселенцы. Этот метод заселения свидетельствует о том бесспорном факте, что пришельцев было очень мало, и были это преимущественно монахи. Они не могли себе позволить вступить с финскими племенами в борьбу, ибо были бы уничтожены.
Значительно позже, благодаря усилиям российских "писателей истории", данная территория в дальнейшей российской историографии упоминается по главным городам как Ростовская, а позднее — Ростово-Суздальская земля. Российские историки всегда желали, дабы их история базировалась на исключениях из правил и хотениях правящей элиты Московии.
Но даже в Большой Советской Энциклопедии можно найти подтверждение о стране и народе проживающем в Залесье.
- "Мордва, ...делится на 2 основные группы: Мордву-эрзю и Мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет свое самоназвание (эрзя и мокша)...Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков... Впервые Мордва под названием Морденс упоминается у готского историка Иордана (6 век). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность Мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги...".
/БСЭ (третье издание), том 16, стр.565./
- "Мокша, этнографическая группа мордвы".
/БСЭ (третье издание), том 16, стр.423./
- "Мещера, древнее племя... Говорило на языке финно- угорской группы. По археологическим данным, с Мещерой связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по среднему течению Оки...Большая часть Мещеры к 16 в. обрусела...".
/БСЭ (третье издание), том 16, стр.205./
- "Меря, племя, предки которого в ...1-м тысячелетии новой эры жили в районе Волго-Окского междуречья. Впервые Меря (merens) упоминаются в 6 в. готским историком Иорданом... Язык Мери относился к финно-угорской семье...".
/БСЭ (третье издание), том 16, стр.101./
- "Мурома, племя, родственное мордве, жившее на берегах Оки...Язык Муромы относится к финно-угорской группе...В 10 - 11 веках Мурома платила дань Руси (Киевской), в 12 в. полностью обрусела".
/БСЭ (третье издание), том 17, стр.127./
То есть все племена проживавшие в междуречье Оки и Волги говорили на финно-угорской группе языков, то есть, были племенами одного корня, одного происхождения.
Теперь посмотрим, какими поселениями ограничивалось междуречье Оки и Волги. По Оке, с востока на запад: Муром, Рязань, Коломна, Калуга, Козельск; по Волге: Городец, Кострома, Ярославль, Тверь, Ржев. А за Костромой, Ярославлем и Тверью проживали племена Веси.
- "Весь, прибалтийско-финское племя ...арабским географам 10 - 14 вв. Весь была известна как народ вису, живший к Северу от Болгарии Волжско-Камской...Постепенно часть Веси обрусела...".
/БСЭ (третье издание), том 4, стр.582./
Итак, вся "великорусская земля" от Мурома, Рязани и Калуги до самого Беломорья и Вологды в IX-XIII веках была полностью заселена родственными племенами, говорившими на одном языке.
На этом "обширном пространстве от Оки до Белого моря мы (и сегодня!) встречаем тысячи нерусских названий городов рек и урочищ". Что лишний раз свидетельствует о проживании коренного мордово-финского этноса на своей исконной земле и поныне.
В.О.Ключевский продолжает мысль:
"Так и на этом пространстве и в восточной полосе Европейской России встречаем множество рек, названия которых оканчиваются на -ва: Протва, Москва, Сылва, Косва и т.д. У одной Камы можно насчитать до 20 притоков, названия которых имеют такое окончание. Va по-фински значит вода. Название самой Оки финского происхождения – это обрусевшая форма финского joki, что значит река вообще. Даже племенные названия мери и веси не исчезли бесследно в центральной Великороссии: здесь встречается много сел и речек, которые носят их названия. Уездный город Тверской губернии Весьегонск получил свое название от обитавшей здесь веси Егонской... Определяя по этим следам в географической номенклатуре границы расселения мери и веси, найдем, что эти племена обитали некогда от слияния Сухоны и Юга, от Онежского озера и реки Ояти до средней Оки, захватывая северные части губерний Калужской, Тульской и Рязанской".
/В.О.Ключевский "Исторические портреты", стр.42./
После распада Руси на самостоятельные княжества (вторая треть XII века) в Залесье начался интенсивный процесс формирования самостоятельной государственности, являвшейся прямой предшественницей современной российской государственности.
Итак, используя исключительно российские источники, можно с уверенностью опровергнуть два изначально ложных мифа Российской Империи:
1. В IX-XII веках на территории Залесья не существовало Русского государства (даже княжества!).
2. В IX-XII веках славянские племена (поляне, древляне, сиверяне, дулибы, тиверцы и т.д.), на базисе которых в историческом развитии образовался украинский народ, и финские племена (мурома, меря, весь, мещера, мокша, пермь, нарова и т.д.), ставшие впоследствии основой великороссов, никогда не имели исторического единства и хозяйственно не соприкасались. Эти истины установлены русскими историками-профессорами.
Источники:
- Н.М. Карамзин "История государства российского" (1803 - 1829 годы);
- С.М. Соловьев "История России с древнейших времен" (1851 - 1879 годы);
- В.О.Ключевский "Курс русской истории" (1904 - 1910 годы);
- Н. Янковский. «Этногеномика». Лекции;
- Большая советская энциклопедия;
- В.Б. Белинский «Страна Моксель или Московия» – Роман-исследование;